Главная   Финансы    Энергетика    Металлургия    Технологии    Страхование    Транспорт    Недвижимость    Здравоохранение  Право  

Принципы и механизмы налогообложения

Поскольку на протяжении истории человечества ни одно государство не существовало без взимания налогов, то мировой опыт привел к главному принципу налогообложения. То есть нельзя отчуждать имущество или собственность налогоплательщика в пользу государства таким образом, чтобы подорвать стимулы к индивидуальной или коллективной хозяйственной деятельности, как бы велики при этом ни были потребности государства в финансовых средствах. Этот принцип наглядно демонстрируется эффектом Лаффера.

Экономика предложения, представителем которой является А. Лаффер, выступает за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Основные предложения - это отказ от прогрессивного налогообложения, снижение налоговых ставок на предпринимательство, заработную плату и дивиденды. Снижение налогов увеличит доходы и сбережения предпринимателей, понизит уровень процентной ставки, в результате этого вырастут накопления и инвестиции. Для работников снижение налогов усилит привлекательность дополнительной работы и заработка, возрастут стимулы к работе, увеличится предложение рабочей силы.

Американский ученый, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе А. Лаффер описал связь между ставками налогов и объемом налоговых платежей в государственный бюджет, т.е. государственных доходов. По мере роста налоговой ставки от нуля до 100% налоговые поступления сначала растут от нуля до определенного максимального уровня на графике - Дmax, где ставка налога оптимальна, а затем снова снижаются до нуля. Налоговые поступления начинают падать после оптимального значения налоговой ставки, так как более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов и налоговая база сокращается. При ставке налога в 100% платежи в бюджет сокращаются до нуля, так как такая ставка носит фактически конфискационный характер и прекращает любую хозяйственную деятельность плательщиков налога. Вывод напрашивается сам собой: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, накапливанию сбережений, инвестициям и т.д. Расширившаяся налоговая база может поддерживать налоговые поступления на достаточном уровне даже при снижении налоговых ставок. Снижение бюджетного дефицита обеспечивается за счет уменьшения случаев уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов и за счет сокращения государственных дотаций и социальных трансфертов малообеспеченным слоям населения (в современных российских условиях последнее обстоятельство может вызвать протесты электората).

Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер, и следовательно, в практической жизни весьма сложно решить, при какой конкретно ставке налога (любого) начинается снижение налоговых платежей в государственный бюджет. Тем не менее на эффекте Лаффера была построена экономическая политика американского президента Р. Рейгана в 1980-х гг. Снижение налогов было одним из главных составных элементов этой политики, а ее результатом стал интенсивный экономический рост в США. С этого времени «теория предложения», согласно которой снижение налогов является важнейшим фактором стимулирования экономического развития, стала ведущей в большинстве развитых стран, заменив собой кейнсианскую доктрину.

В современных условиях действуют следующие принципы налогообложения, основывающиеся на налоговом законодательстве (ст. 3 НК РФ):

1) налоговое законодательство основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность плательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости;

2) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из различий между налогоплательщиками;

3) налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;

4) акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в какой сумме он должен платить.

Механизм налогообложения реализуется через его методы и способы.

Методы налогообложения - форма зависимости между ставками налога и величиной налогооблагаемой базы. Существует равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. При равном налогообложении для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога в абсолютной форме или в процентах от минимального размера оплаты труда. При пропорциональном налогообложении ставка налога равна для каждого налогоплательщика независимо от размера его доходов (налог на доходы физических лиц 13%). Прогрессивное налогообложение характеризуется ростом ставки налога по мере увеличения налогооблагаемой базы, в частности, величины дохода плательщика налогов (примером может служить подоходный налог, действовавший в Российской Федерации до 1 января 2001 г.). Регрессивные налоги предполагают снижение средней ставки налога по мере роста доходов, а также ослабление налогового бремени (единый социальный налог; при доходе плательщика выше 100000 руб. налоговые ставки начинают снижаться).

Существует три способа уплаты налогов: по декларации; с источника дохода; кадастровый способ уплаты налога.

Декларация - это документ, в котором плательщик налога самостоятельно приводит расчет полученного дохода и налога с него.

При взимании налога с источника дохода его оплата производится до получения дохода^ т.е. получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

При кадастровом способе (от греч. katastichon - лист, реестр) объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку, перечень этих групп и признаков занесен в специальные справочники, и каждая группа имеет индивидуальную ставку налога (налог на владельцев транспортных средств дифференцирован в зависимости от мощности двигателя транспортного средства).

 
Читайте также:

  • Характерные черты и признаки налога
  • Классификация налогов
  • Налоговая система
  • Последствия инфляции
  • Бюджетно-налоговая политика и ее виды


  • Самые дорогие бренды мира 2019



    Саммит БРИКС в Бразилии 2019

    ВЭФ-2019

    Саммит G20 в Осаке 2019

    Петербургский международный экономический форум 2019
             Календарь
    «    Июль 2022    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31

    ВВП стран мира 2019
    Список МВФ в млрд.$.

      1 США - 21482
      2 Китай - 14172
      3 Япония - 5220
      4 Германия - 4117
      5 Индия - 2957
      6 Франция - 2844
      7 Великобритания - 2809
      8 Италия - 2112
      9 Бразилия - 1929
      10 Канада - 1820
    ВВП на душу населения стран мира 2017

    Список МВФ в $

      1 Люксембург - 108004.9
      2 Швейцария - 79347.76
      3 Норвегия - 72046.29
      4 Катар - 67269.64
      5 Макао - 61365.29
    Государственный долг стран мира 2018

    Государственный долг стран 2017 в процентах от ВВП

      1 Япония - 235,96
      2 Греция - 191,27
      3 Судан - 176,49
      4 Венесуэла - 161,99
      5 Ливан - 157,26
      6 Италия - 129,75
      7 Эритрея - 129,43
      8 Барбадос - 128,66
      9 Йемен - 128,23
      10 Кабо-Верде - 124,72
    Золотые резервы стран мира 2019

    Золотые резервы стран мира 2019 в тоннах

      1 США - 8133.5
      2 Германия - 3369.7
      3 МВФ - 2814.0
      4 Италия - 2451.8
      5 Франция - 2436.0
      6 Россия - 2066.2
      7 Китай - 1842.6
      8 Швейцария - 1040.0
      9 Япония - 765.2
      10 Нидерланды - 612.5
    Статьи
    Классификация налогов
    Обзор брокера "Альфа-Форекс"
    На развитие автодорог России в 2021 году потратят 93 миллиарда рублей
    Где купить пластиковые окна в Запорожье

    Главная   Финансы    Энергетика    Металлургия    Технологии    Страхование    Транспорт    Недвижимость    Здравоохранение   Контакты
    Макроэкономика    Мировая экономика    Право   Economy news  





    Новости экономики
       Copyright 2015-2021 © econominews.ru